Среда, 2024-05-01
ДЖАН ЭДИССИЯ
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10875
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
  Партнеры  
Главная » 2010 » Декабрь » 16 » Таты-армяне, ираноязычные армяне
11.54.56
Таты-армяне, ираноязычные армяне
На протяжении сотен лет Римская империя, Армения, Персия, скифы, сарматы путем периодических набегов, религиозной и культурно-мировоззренческой экспансии активно влияли на дальнейшие этноконфессиональные развития как на локальном (Кавказ и окрестности), так и на глобальном уровне (Ближний Восток, Средняя Азия).

Руководствуясь политикой "мягкого" умиротворения кавказских провинций, где проживали различные кавказские народы, Сасаниды Персии, а затем и иранские Сефевиды вели продолжительную политику иранизации региона, путем постепенного заселения Кавказа или персидскими народностями, или же тюркоязычными шиитами, что в конечном итоге стало основой для формирования нынешней этнополитической карты Кавказского региона.

После периодических освободительных восстаний иберских, албанских и армянских народов против иранского владычества в V, VI, а также в XVI и в XVII веках, руководство иранского государства начало активное заселение т.н. иранскими народами повстанческих регионов. Примечательным фактом является то, что многие историки в изменении демографической карты исторической Кавказской Албании, расположенной к северу от реки Кура и простирающейся до Апшеронского полуострова, основным виновником считают Шаха Аббаса I (1571 - 1629 гг.), однако это не так. Дело в том, что целенаправленные демографические изменения в регионе начались еще со времен правления Сасанидских царей.



Так, в VI веке правитель Ануширван из иранской династии Сасанидов северо-восточные территории Кавказской Албании, а впоследствии и Ширвана, где до Апшеронского полуострова компактно проживали лезгиноязычные народы, начал постепенно заселять ираноязычным населением из глубин страны (1), которые впоследствии начали именоваться как таты.

Что касается этнонима этого народа, отметим, что "татами" тюркские кочевые племена, которые вторглись в Персию, а затем и на Кавказ из Средней Азии, называли всех оседлых представителей ираноязычных народов региона.

В дальнейшем, в период правления пятого шаха династии Сефевидов - Шаха Аббаса I (1571 - 1629 гг.), численность татов в Ширване увеличилась, не только путем переселения, но и массового выселения лезгиноязычных народов из региона. Кроме того, во время своего знаменитого похода в Кахетию, Шах Аббас частично уничтожил и выселил представителей всех горских народов (сунниты), из Шеки до Кварелии и заселил опустошенный регион лояльными в то время тюркоязычными шиитами. Сефевидский шах также является автором депортации армянского населения из северных берегов Аракса в глубь Персии, что впоследствии приняло массовый характер и распространилось по всей территории Восточной Армении, включая Арцах, Сюник и Утик.

Таким образом, тюркоязычные шииты (впоследствии азербайджанцы) и таты появились на Кавказе и значительно расширили ареал своего обитания.


Татский язык принадлежит к индо-иранской группе языков и разделяется на 3 говора. Северный говор распространен в Кубинском, Дявичинском и Исмаиллинском районах Азербайджана, на нем говорит около 60% татов республики, а также основная часть татов Южного Дагестана. На так называемом "центральном" говоре татского языка говорят лишь в 3-х татских селениях Сиазаньского района республики - в селах Арискюш, Дегкушчю и Яныхалаяз. Южный говор, который на сегодняшний день находится в стадии вымирания из-за ассимиляционной политики Азербайджана, распространен в Хызыском, Сиазаньском и на Апшероне. Письменность татов на протяжении десятков лет была на кириллице. На сегодняшний день в Дагестане, в отличие от Азербайджана она сохранилась. В Азербайджане же действуют единичные начальные школы татов.


Таты-монофизиты, или как называли азербайджанские чиновники в 50-х, 60-х гг., "армяно-таты" составляли меньшинство в регионе, проживая лишь в 3-х небольших селениях. На сегодняшний день полностью не ясно, каким образом в "море" мусульманской религии в Ширване появились островки Армянской Григорианской церкви. По мнению ряда ученных, в селе Кильвар, где до 1989 г., проживали таты-монофизиты, в конце XIX в начале XX веков проходили интересные этнокультурные процессы. Есть мнение, что в эти селения добрались беженцы-армяне, которые в период совместного проживания с татами потеряли свой этнический облик, но и таты в качестве привлекательной религии предпочли христианство армянского типа.
Армянские таты компактно населяли ряд деревень (в начале XIX века - несколько десятков) на Апшеронском полуострове (нынешняя Азербайджанская республика) - в основном селения Кильвар, Мадраса и Хачмас. 
Что касается татов-армян, им, как и боша, свойственны все характеристики армянства - ономастикон, григорианское вероисповедание, армянское самосознание и т.д. 
Одновременно с этим таты сохраняют свой язык и чувство собственной самобытности, хотя и на чисто бытовом уровне. 
На уровне же общественных отношений практически все грани и отличительные черты стираются. 
Таты-армяне говорят на особом языке, являющимся одним из северо-западных иранских диалектов; они называют его фарси, т.е. "персидский" (Persian). 
Теперь уже этим языком владеют, к сожалению, только люди в возрасте старше 50 лет. 
В настоящее время в Армении армяне-таты компактно проживают в селе Новая Мадраса близ города Аштарак. 
Деревня основана переселенцами из Азербайджана, где с началом Арцах(карабах)ского конфликта деревни армян-татов подверглись погромам, а их обитатели были вынуждены эмигрировать в Россию и Армению.


ИССЛЕДОВАНИЕ О ТАТОЯЗЫЧНЫХ АРМЯНАХ ВЫЗВАЛО, БУРНУЮ РЕАКЦИЮ У АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ

Как известно, 14 мая в Москве, в Институте стран Азии и Африки МГУ им. М.Ломоносова состоялась конференция, посвященная подведению итогов конкурса «Общая история конца XX - начала XXI веков». Как сообщили в редакции газеты армян России «Еркрамас», главными темами мероприятия, в котором в общей сложности приняло участие около 60 человек - победители и члены жюри конкурса, другие ученые из России и СНГ, депутаты Государственной Думы РФ, представители Администрации Президента РФ, стали внешняя политика и национальная безопасность на постсоветском пространстве, особенности становления предпринимательства и бизнеса в государствах бывшего СССР, этническая идентичность и миграционные процессы. Завершилась конференция торжественным награждением победителей: им были вручены специальные дипломы и денежные премии. Отметим, что из 86 представленных работ в финал прошли лишь 8. Причем две из них представлены учеными из Армении: Гайком Демояном и Арсеном Акопяном.
Книга директора музея-института Геноцида армян Айка Демояна «Турция и Карабахский конфликт» завоевала диплом первой степени. Как сообщил автор книги, для того, что бы его работа получила широкое распространение, необходима организация ее продажи за пределами Армении и перевод на английский язык. «Необходима активная и целенаправленная поддержка для того, чтобы книга «Турция и Карабахский конфликт» поступила на прилавки московских магазинов», - заявил Демоян. В этой связи он не исключил, возможность переиздания книги «Турция и Карабахский конфликт» в России.
Обладателем диплома третьей степени стал кандидат исторических наук, этнолог Арсен Акопян, который представлял работу «Особенности идентичности татоязычных армян за последние сто лет и современные тенденции ее проявления». «Это первое историческое, этнологическое исследование об этой уникальной группе армян, которая жила на Восточном Закавказье. На протяжении истории эта группа армян не раз мигрировала в границах региона и частично рассеялась», - отметил Арсен Акопян в интервью газете армян России «Еркрамаса» и дополнительно пояснил: «Долгие годы в советской историографии было ложное представление о некоем «едином татском этносе». Эта тенденция сохранилась и до наших дней. В отношении этой группы армян и их потомков все еще в ходу такие искусственные и лживые термины, как «таты-григорианцы», «таты-кегацирены» и т.п. Таким образом, делается попытка искусственным образом оторвать это уникальное этнокультурное наследие армянского народа от армянского мира. Поэтому не была случайной бурная реакция представителей посольства Азербайджана во время моего выступления на конференции. Они хотели пытались дискредитировать исследование, высказать сомнения в источниках, но это им не удалось. Отпор с моей стороны был обстоятельным и жестким».
Исследования Арсена Акопяна показали, что татоязычные армяне - группа, которая в виду ряда обстоятельств практически потеряла свой родной язык, став ираноязычной. Но эти люди сохранили свое армянское самосознание, религию и культуру и представляют собой интересный пример диаспоральной жизни, начиная со времен раннего средневековья. Эта группа армян жила в Восточном Закавказье и, в силу историко-культурных процессов, говорила на татском языке, а начиная с конца XVIII века, большая часть этой группы армян мигрировала на территорию Северного Кавказа и обосновалась в Кизляре, его окрестностях, в Святом Кресте, Эдиссии, и т.д., причем они стали основателями ряда населенных пунктов. Первые упоминания о языковых своеобразиях группы начинаются с конца XVIII века. До 1988 года последние представители этой группы армян в Закавказье - жители Мадраса и Килвара Азербайджанской ССР - вынуждены были покинуть свою родину и расселиться по разным регионам России, Армении и других стран. Исследование этой группы дает не только интересные примеры диаспоральной жизни, но и примеры трансформации идентичности в разных условиях.
Работа «Особенности идентичности татоязычных армян за последние сто лет и современные тенденции ее проявления» основана на полевых исследованиях, проведенных в городах Буденновске (Святом Кресте), Прохладном, селах Эдиссие, Карабаглы и других населенных пунктах Северного Кавказа. «Моя победа важна тем, что затронутая в моей работе тема вышла из узких рамок и представлена в широком контексте региональных процессов», - сказал Арсен Акопян. 
СПРАВКА: Конкурс и конференция были организованы историческим журналом «Родина», историческим альманахом «Русский сборник» и АНО «Издательство Европа» (при содействии некоммерческой организации Фонд развития «Институт евразийских исследований»). Конкурс проводился среди специалистов-обществоведов (историков, политологов, социологов, экономистов и этнографов) стран СНГ и Прибалтики. Задача конкурса - стимулировать обсуждение молодыми специалистами недавнего прошлого своих стран. В состав жюри конкурса под председательством директора Государственного архива РФ профессора Сергея Мироненко входят ведущие историки и обществоведы России и стран СНГ, в том числе известный специалист по Кавказу, профессор МГИМО Владимир Дегоев, член Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ Симон Кордонский, профессор Центрально-Европейского Университета Алексей Миллер, ректор РГГУ Ефим Пивовар, депутат парламента Эстонии Эльдар Эфендиев, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Михаил Мейер, профессор Славянского университета в Бишкеке Александр Князев. Работы победителей конкурса к сентябрю этого года будут изданы в виде научного сборника.


Просмотров: 2751 | Добавил: спецназххххх | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
НАРОД
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
По вопросам рекламы пишите на info@yerkramas.org
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • wmzona.com -- зона твоего бизнеса

    Получить WMR-бонус Spasibo.kz
    Интернет и сеть
    Диски и файлы
    Текст
    Мультимедиа
    Образование
    Игры и развлечения
    Программы для КПК
    Системные программы
    Безопасность
    Графика и дизайн
    Программирование
    Деловые программы
    Стиль жизни
    Рейтинг@Mail.ruСчетчик тИЦ и PRRambler's Top100SpyLOGArarat-online.ru Армянский интернет порталАрмянский форумГазета Армянская Церковь | Armenian Church Newspaper | Հայաստանյայց Եկեղեցի HAY.DO.AM - Protect Liberated TerritoryCurrent Positionrating.amArmenian Top Web Sites Statistics & RatingРейтинг@Mail.ruCurrent PositionArmNet.Ru - Армянский Интернет ПорталTop.Gisher.RuCircle.AmРейтинг@Mail.ruCircle.AmАрмянское интернет-сообщество Miasin.RuАрмянский форумЯндекс цитированияjanarmenian.ruСумгаит.инфо :: Этнические чистки на Южном КавказеЕркрамас :: ГАЗЕТА АРМЯН РОССИИНовости КарабахаVoskanapat :: Информационный портал
    Copyright MyCorp © 2024
    При поддержке создания и раскрутки сайта, разве ты этому не рад Гость???
    рублей Яндекс.Деньгами
    на счет 41001822078679 (ЭДИССИЯ-СИТИ)
    НАРОД КТО ЧЕ ПРЕДЛОЖИТ ДЛЯ САЙТА?